Ликвидация предприятия:

Просто о сложном

Многие говорят о том, что закрыть предприятие намного сложнее, чем открыть его. И это вполне понятно, при открытии предприятия вы только становитесь на учет, все государственные органы обеспокоены тем, что бы корректно вас зарегистрировать и оформить. При ликвидации предприятия подниматься своеобразный итог вашей деятельности, вы должны рассчитаться со всеми долгами и закрыть нерешенные вопросы. Это может занять больше времени, требовать больше сил, чем регистрация предприятия.

Решение о ликвидации предприятия

Чтобы прекратить деятельность предприятия, исключить его из государственного реестра и снять с учета в налоговой службе, предусмотрен четкий алгоритм действий — ликвидация предприятия. В него входит ряд организационно-бюрократических процедур, которые на юридическом уровне зафиксируют ваше решение прекратить работу предприятия, дадут возможность всем государственным органам, участвующих в процессе, инициировать соответствующую процедуру.

Первым шагом в этом вопросе является принятие решения о ликвидации, которое осуществляют руководители и учредители предприятия, или оно выносится в связи с банкротством. Такое решение необходимо зафиксировать письменно, в виде соответствующего протокола. В решении указывается состав лиц, которые фактически будут заниматься прекращением деятельности, сбором и подготовкой документов, от имени учредителей будут заниматься всеми вопросами по данной процедуры. Такая группа лиц называется «ликвидационная комиссия», а в протоколе закрепляется их ответственность, план работы, паспортные и ИНН данные.

На этом этапе часто советуют сделать несколько нотариально заверенных копий такого решения. В будущем, его потребуется передать в государственные органы, и лучше, чтобы на руках был дополнительный, который имеет юридическую силу, экземпляр. Альтернативный вариант — сделать несколько копий такого решения, со всеми необходимыми подписями и печатями.

ЕГР: первый шаг или подача заявления

Когда все необходимые документы готовы, основатель или его представитель подают документы государственному регистратору.

Необходимые документы:

  • Паспорт
  • Документы, подтверждающие полномочия (нотариально заверенную копию доверенности, возможно, потребуется передать)
  • Решение о ликвидации

Когда все документы переданы, по описанию приняты регистратором, инициируется процедура внесения изменений в ЕГР. В него, в течение одного рабочего дня, вносится запись о назначении ликвидационной комиссии. С этого момента, а также в течение около двух месяцев, комиссия будет работать с кредиторами, должниками, завершать все расчеты и хозяйственную деятельность. Информация о внесении изменений публикуется регистратором в региональном печатном органе, сообщается в налоговые и ПФУ до двух рабочих дней с момента опубликования.

Это важно знать:

Для заполнения заявления в налоговую, потребуется указать дату и номер соответствующей записи в ЕГР, не забудьте взять в гос. регистратора!

Налоговая служба, банковские счета и пенсионный фонд

Следующим шагом после подачи решение и внесения записи в ЕГР является подача документов в налоговую службу. Для этого необходимо заполнить и формы и подготовить оригиналы (или нотариально заверенные копии) следующих документов:

  • заявление по форме 8-ООП о прекращении налогоплательщика, просьба проведения внеочередной проверки;
  • копия решения ликвидации предприятия;
  • копия решения по созданию ликвидационной комиссии (может быть в составе документа о ликвидации).

После сдачи документов, налоговая служба должна будет провести внеочередную проверку, выдать соответствующую справку об отсутствии долгов и претензий (форма 22-ООП). Принятие решения и назначении даты проверки может быть принято в течение одного месяца, после сообщения ликвидационной комиссии обычно дается срок в десять дней на подготовку.

При принятии решения, но до назначения даты проверки, рекомендуем заняться процедурами закрытия счета в банке. Для этого необходимо предоставить решение о ликвидации и заявления о закрытии счетов. Обычно для завершения всех операций с кредиторами, контрагентами и должниками используется отдельный единый счет.

По результатам проверки налоговой имеет смысл обращаться в пенсионный фонд. Дело в том, что для закрытия всех вопросов по предприятию, сотрудники фонда обычно требуют копию документа о пройденном налоговую проверку. После принятия заявления, в течение 10-ти дней пенсионный фонд проводит свою проверку, выдает справку ПФУ № 21-6 (помните, она действительна в течение 30 дней).

Внесение записи в ЕГР, завершение ликвидации предприятия

По итогам всех проверок, решением всех вопросов в банке и фонде, документы предприятия, подлежащих длительному хранению, расчетно-платежные ведомости и приказы передаются в государственный архив. Кроме того, необходимо «уничтожение печатей», но законом не предусмотрено для этого специальной процедуры. На практике этот шаг просто оформляется как акт комиссией по ликвидации.За итогом всех проверок, решением всех вопросов в банке и фонде, документы предприятия, подлежащих длительному хранению, расчетно-платежные ведомости и приказы передаются в государственный архив. Кроме того, необходимо «уничтожение печатей», но законом не предусмотрено для этого специальной процедуры. На практике этот шаг просто оформляется как акт комиссией по ликвидации.

По завершению всех процедур, ликвидационная комиссия составляет акт о всех проведенных мероприятиях и пройденные проверки. Это финальный этап, по результатам которого на руках уже должны быть необходимые справки и формы. По истечении двух месяцев после первой записи в ЕГР, комиссия повторно обращается к государственному регистратору с полученным пакетом документов (справка из налоговой, пенсионного фонда, архива, акт с ликвидационным балансом комиссии) и заполняет карточку регистрации по форме № 3176/5.

Если все документы были приняты, тогда в течение следующего рабочего дня происходит внесение изменений в ЕГР, а председателю комиссии по ликвидации удается соответствующая справка о прекращении действия юридического лица.

Внесение записи в ЕГР, завершение ликвидации предприятия

Можно и ускорить эту процедуру и не ждать два-три года пока Государственная налоговая инспекция вздумает назначить вам внеплановую проверку, а воспользоваться услугой АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЛИКВИДАЦИИ (ее также называют ЭКСПРЕСС ЛИКВИДАЦИЕЙ). Суть АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЛИКВИДАЦИИ заключается в том, что Вы продаете свои корпоративные права в предприятии третьим лицам. Этот путь занимает примерно 3-5 дней и намного дешевле, чем ликвидация в общем порядке. Воспользовавшись услугой Альтернативной ликвидации Вы сэкономите время, средства и нервы.
Пакет ПРЕМИУМ
продажа корпоративных прав нерезиденту Украины
изменение состава участников
смена директора
изменение местонахождения
изменение наименования (по желанию)
изменение информации о связи с юридическим лицом
13500 грн
Пакет ЛАЙТ
продажа корпоративных прав резиденту Украины
изменение состава участников
смена директора
изменение местонахождения
изменение наименования (по желанию)
изменение информации о связи с юридическим лицом
5500 грн

* Нотариальные затраты не входят в стоимость услуг